Шаповалов Максим

Политический манифест

Введение. После распада Советского Союза политическое руководство России взяло курс на "возрождение духовности" и духовных традиций, сформировавшееся в едва прикрытой пропаганде и насаждении православия высокопоставленными чиновниками. Ставка была сделана на религиозность как на объединяющую национальную идею. Новое веяние было с энтузиазмом поддержано средствами массовой информации. Умонастроение народа оказалось внешне благосклонно к новому общественно-идеологическому курсу по ряду причин. Главной из них, вероятно, являлась формальная пропаганда атеизма в СССР, успевшая дискредитировать идею в глазах интеллигенции. Вместе с тем, советский формат изучения "научного атеизма" не давал серьезного интеллектуального базиса обоснования этого мировоззрения, по крайней мере в большинстве высших учебных заведений, и наряду с некоторыми другими идеологически-мотивированными предметами (политэкономика, история КПСС) являлся, скорее, своего рода тестом на лояльность партии. Политические диссиденты, находясь в оппозиции к правившему режиму, часто благосклонно отзывались о религиозности, что после падения СССР придало дополнительную значимость и некоторый оттенок благородности вере и религии. В обществе возникла мода на религию, стало модно изображать из себя верующих, участвовать в религиозных ритуалах. Другой причиной являлась классическая и широко распространенная тяга к чудесному, мистическому, грандиозному, подпитываемая бытовыми мифами и суевериями. Некоторая религиозность сохранялась даже в советское время, особенно в деревне.
Атеизм и коммунизм. Крах Советского Союза и упадок коммунистической идеологии часто тенденциозно выставляется как показатель несостоятельность идей атеизма. Однако, такое объединение коммунизма с атеизмом абсолютно не обосновано. Ни коммунистическая идеология не вытекает из атеизма, ни атеистическое мировоззрение не следует из коммунистической идеологии. Обе идеи абсолютно независимы друг от друга с единственным объединяющим мотивом: основатели коммунистической идеологии придерживались атеистических взглядов на мироустройство. Следует заметить, что коммунизм не является безусловно-негативным политическим устройством, на первый взгляд - это очень симпатичное социальное построение. Однако, практика показала его плохую работоспособность в крупных масштабах. Его недостаток - значительная ориентация на сознательность масс, что делает его утопичным для реализации в пределах государства. Вместе с тем, аналогичные социальные построения вполне работоспособны для небольших групп энтузиастов.
 
Имеет ли смысл привязывать политические разочарования и переориентации к мировоззренческим или, тем более, научным проблемам? В Советском Союзе физика принимала существование атомов. Доказывает ли крах коммунистической системы в СССР несостоятельность атомной теории? Или геометрии Евклида, закона тяготения, эволюционной теории, теории относительности? Может быть, крах коммунизма доказывает неработоспособность атомных электростанций, медицинских препаратов, разработанных в Советском Союзе, военной техники? Даже если касаться примеров в сфере идеологии: разве череда революций и контрреволюций во Франции обесценивает идеалы свободы и равенства? Такой подход просто абсурден. Тем не менее, общество легко покупается на штамп "крах атеизма".
 
В социальной сфере с той же самой коммунистической системой можно связать, и в этом случае не без оснований, всеобщее бесплатное среднее образование, бесплатную медицину. Может быть, надо срочно устранить и эти "пережитки устаревшей идеологии". В конце концов, по известной формуле "Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны". Может, покончив с советской властью, следует заодно для надежности деэлектрифицировать страну.
 
Моральность. В качестве аргумента "За" религиозность часто приводится аргумент пользы религии для общественной морали, независимо от истинности заявляемых ею положений мироустройства. Однако, каков же источник такой морали? Библейский тексты Второзакония и Исхода, например, требует забить камнями до смерти любого, кто станет поклоняться другим богам или станет работать в субботу, книга Иисуса Навина воспевает геноцид по прямому указанию бога. В других книгах библии также содержатся весьма неприглядные истории и моральные наставления. Разумеется, верующие находят объяснения для отказа следовать прямым руководствам библии, а зачастую просто не представляют реального содержимого "священного" текста. С одной стороны это показывает, что настоящий источник нравственности не принадлежит целиком религии, с другой - слабость наставлений в случае наличия у человека собственных сильных моральных предпочтений. В любом случае, гуманистическая мораль, ставящая в центр человека лучше, достойнее и естественнее, чем религиозная, ставящая бога превыше всего и только опосредовано - человека. Консервативные религиозные нормы, часто нацеленные на сугубо культовые аспекты сильно уступают светским, доступным для изменения на основе осознания прав и интересов людей. Если понятно, что есть социальное добро, что зло, и есть стремление в сторону добра, зачем надо искать обходные пути достижения моральности через религию с не вполне вписывающимися в желаемые нормами и совершенно посторонними заявлениями об устройстве мира? Почему не аргументировать моральные нормы поведения потребностями и интересами самих людей?
 
Россия и мир. На протяжении двух последних веков среди образованного населения западного мира процент атеистов неуклонно рос. Наука и просвещение шаг за шагом ослабляли традиционную веру. Значительную долю людей, традиционно называющих себя христианами, стали составлять "верующие в веру" - люди, считающие веру и религию полезными для общества и человека, но не являющиеся внутренне религиозными. К третьему тысячелетию Европейские страны де-факто достигли практической секуляризации, чему способствовала снижающаяся заинтересованность населения темой религии. Даже в такой крайне-религиозной стране как США, наблюдается значительный интерес к атеистическому мировоззрению. В начале XX века Россия имела то ли счастье, то ли несчастье оказаться впереди процесса преодоления религии, сначала искусственно, затем - более органично, в конце - почти сугубо формально. После распада Советского Союза в порыве отрицания всего связанного с дискредитированной идеологией общественность ударилась в религию, стремясь к состоянию, от которого уходят другие цивилизованные страны.
 
Возрождение традиций. При аргументации пропаганды религии и веры, упор часто делается на "исконно-русские" традиции православия. Однако, здесь необходимо упомянуть еще более исконные традиции язычества, следы которого даже церковь не смогла полностью стереть за девять веков у власти. Существуют и другие, менее привлекательные традиции. Стоит ли возрождать крепостное право или монархию? Как быть с правами женщин? А как быть тем народностям, у которых в традицию входили человеческие жертвоприношения - может быть им для повышения своего национального самосознания следовало бы возродить "старые добрые традиции"? В погоне за национальной идеей, не стоит делать из народа набожное посмешище, не стоит ради культурного наследия отбрасывать прогрессивные достижения философии, общественного сознания, науки.
 
Религия против знания. На протяжении веков религия и церковь активно противодействовали развитию науки. Каждый раз, когда новое открытие противоречило понятиям богословов о мире, церковь пыталась вмешаться и навязать свое видение мира, полученное обычно из пустопорожнего переливания "священного писания" или других источников аналогичной компетенции. Только когда уже становилось невозможно отрицать очевидное, религия смирялась с открытиями и сразу же "оказывалось", что они ничуть не противоречат церковным догмам. Хотя основные христианские церкви сейчас и пытаются доказать непротиворечивость своих учений научным данным, это является скорее попыткой сделать "хорошую мину при плохой игре". Благо, софистические приемы богословия позволяют обосновать что угодно: от количества ангелов, способных разместиться на кончике иглы, до соответствия библейского сотворения теории Большого Взрыва. Другие направления, вероятно, более честных верующих, стремятся сохранить полноту веры, создавая антинаучные течения подобные креационизму - дословной вере религиозным текстам с неприятием научных данных, противоречащих им и изобретением псевдонаучных аргументов в поддержку своей веры. Отголоски креационизма уже затронули и Россию.
 
Церковь выступает против многих медицинских исследований, имеющих важное значение для улучшения качества жизни. В отдельных случаях медицинские исследования, могут быть опасны или аморальны - это вполне разумные причины отказа от них, но это совершенно другое, чем противодействие исследованиям по причине вмешательства в сферу божественного, компетенцию бога или по причине норм, выведенным из древних религиозных сочинений.
Средства массовой информации активно продвигают церковь, как институт, обладающий компетентностью во всех социологических, нравственных и даже научных вопросах - священников приглашают на съемки телепрограмм в качестве экспертов, наравне с действительно компетентными специалистами и даже выше; приводят мнение церкви по значимым и мнимо значимым вопросам. Например, в заключение репортажа о результатах анализа останков царской семьи, приводится замечание о том, что православная церковь пока не приняла результатов.
 
Клерикализация. Организованная религия отвлекает на себя значительное количество денежных средств, в том числе и государственных. Помимо различных более или менее искренних мотиваций религиозной деятельности, иногда церковь и служители культа используют веру для поддержания политического влияния, реализации финансовых интересов. Такие злоупотребления, разумеется, показывают не столько вред религии, сколько плохие моральные качества частных деятелей, тем не менее, именно религия снабжает их необходимыми рычагами. Наиболее негативным аспектом современной прорелигиозной политики является вмешательство в сферу образования, попытки навязать православия в школе, маскируемые под изучение основ культурных традиций.
 
Православный оккультизм. Вопреки желанию и убеждению идеологов православия, среди населения, участвующего в церковных мероприятиях, существует значительная доля людей, верующих "на всякий случай" или из какого-либо суеверия, например, неверующих, крестящих детей, поскольку, "люди говорят, что у крещеного появляется ангел-хранитель"... Элементы православной оккультики довольно широко распространены - практически в каждой машине на приборной панели прикреплены иконки, служащие отнюдь не для целей культа, а в качестве оберега.
Особенно вредна православная и другая религиозная оккультика применительно к вопросам здоровья. Вера в возможность божественного излечения может предотвратить посещение квалифицированного специалиста. Несвоевременное обращение к врачу во всех серьезных случаях крайне негативно сказывается на сложности лечения и вероятности его успешного исхода.
Среди людей, часто называющих себя верующими, широко распространено полурелигиозное верование, верование, что "Что-то есть, где-то там", иногда вплоть до альтернативы "то ли бог, то ли вселенский разум, то ли инопланетяне ".
 
Псевдоверующие. На самом деле количество действительно верующих не так велико. Значительная доля населения скорее следует общему течению. Иллюзия большого количества верующих поддерживает сама себя за счет безразличных индивидов. Многие не хотят выглядеть самоуверенно, некультурно на фоне "общей" поддержки религии и, в свою очередь, сами пассивно поддерживают иллюзию верования. Средства массовой информации, имея ориентацию на зрительский успех, исходят из предпосылки о православности аудитории, дополнительно усиливая впечатление.
 
Практическая религиозно-мотивированная социальная польза возможна только при наличии глубокой искренней религиозной веры, той же самой веры, которая консервирует устаревшие взгляды, противодействует общественному нравственному прогрессу, развитию науки и медицины. Полуверие и культурная религиозность большинства тех, кто идентифицирует себя верующими, не обладает той морализаторской силой, которая ожидается от веры. Позиция светского гуманизма, направленная на интересы человека, не имеет негативных социальных сторон, хотя и несколько слабее полной веры в силу расчета на человечность и добрую волю людей, не подкрепленные запугиванием божественным наказанием и поощрением. Гуманизм, с другой стороны, не требует наличия небесного полицейского. Он обращается к социальным чувствам человека, чувствам, доступным как неверующим, так и верующим. Разумеется, человечность присуща и глубоко верующим религиозным фундаменталистам, однако, они способны подавлять сочувствие в случаях, противоречащих их верованию, и именно из их верований и силы верования вытекает вред наносимый ими.
Религия и вера вместе с некоторыми сильно преувеличенными положительными сторонами неизбежно тянет и весь негатив в виде неотъемлемого приложения. Гуманистическая мораль лишена такого вредного груза, как со стороны морали, так и со стороны представлений об устройстве мира. Эти представления наиболее адекватно формирует рациональное научное мировоззрение.
 
Заключение. В значительной мере клерикализация и религиозная пропаганда своим успехом обязаны безучастности и пассивности неверующих, отсутствием освещения тематики с другой стороны, малой активности при отстаивании своей позиции, мнимой малой популярности атеистического мировоззрения.
Атеисты Роcсии, объединяйтесь, отстаивайте свои убеждения.
©2008 Атеология - Шаповалов М.В.

«Новый Русский Атеизм »