НОВЫЙ РУССКИЙ АТЕИЗМ глазами атеистов

Статья В. Сачкова "Новый Русский Атеизм и РПЦ" вызвала действительно живой отклик. Это хорошо уже само по себе. Но в процессе бурного обсуждения этой статьи возникли моменты, однозначно требующие прояснения.

Заранее извиняюсь, но буду обращаться к трём различным корреспондентам - гг. Вязовскому, Сачкову и Тимофееву - в одном разговоре.

(1)

Начну с комментариев А. Вязовского к упомянутой статье В. Сачкова :
Комментарии: Сачкову: более бредовой статьи я еще не читал. Я даже сперва не понял, какое отношение она имеет к атеизму - сначала идут чисто коммунистические задвиги, но и после того как сюжет выворачивает на нужную тему, я нашел кучу ошибок: например, "в следующем году Димиан (Тимофеев), ведущий "Атеистический сайт" выступил с инициативой создания Российского движения атеистов" - это не так: инициатива была моей, кстати, Димьян предлагал назвать движение атеистов - РАО (Российское атеистическое общество"). Алексей Вязовский .

Я не согласен с Вязовским. Во-первых, нельзя так характеризовать чужое мнение, даже если это мнение сумасшедшего проповедника. А в данном случае, речь идёт о статье нашего единомышленника. Статье, кстати, не плохой и во всяком случае не бредовой. (Если хотите прочитать бредовую, то читайте, скажем, статью Д. Голубовского Как появился на свет Российский Атеистический Союз.)
Во-вторых, ошибки, которые Вязовский нашёл в статье, в общем-то таковыми не являются.

Поверь, Алексей, я не собираюсь умалять твои заслуги в создании московской атеистической организации, но идеи создания атеистической организации в том или ином виде, действительно высказывались мной и моими коллегами в 1998 году. Собственно, создание "Атеистического сайта" имело своей основной целью объединение всех неверующих людей в "Атеистическую организацию". И дело тут вовсе не в названии. Когда я предлагал создавать "Атеистическую организацию", о названии думать было рановато. Надо было найти хоть немного атеистов. Хоть чуть-чуть.

Вот цитата из статьи двухлетней давности, которую писал я совместно с другими создателями А-сайта. Статья называется Атеистическое движение в Интернете:
 12. Вопрос о спонсорах и вложении средств в атеистическое движение остаётся открытым. Мы уже получили некоторые деловые предложения, и в данный момент их рассматриваем:
: На данном этапе мы собираемся провести рекламную кампанию в Интернет, включающую размещение "настоящей" рекламы, публикацию статей в электронных СМИ, создание инициативной группы, занимающейся этими вопросами. Всё это требует небольших, но в то же время существенных для частных лиц вложений. Это вынуждает нас искать единомышленников, которые могли бы оказать нам поддержку. На следующем этапе мы планируем официальную, регламентированную законом, регистрацию нашего общественного движения, создание благотворительного фонда помощи жертвам сект и религиозных конфликтов, работу с классическими СМИ, выпуск полиграфической продукции.
:И, наконец, при благоприятном развитии событий, мы полагаем, российский атеизм может стать крупным общественно-политическим движением.

Во время написания этой статьи, А-сайт являлся по существу единственным центром кристаллизации атеистических идей в России и только после более чем года его функционирования у нас появились "активные" единомышленники. Первым был сайт "Научный атеизм", котрый появился раньше, примерно через полгода. В то же время, мы связались с украинскими атеистами, Е.К. Дулуманом, в частности. Кстати, мы не оставляем надежды, что в Киеве всё-таки возникнет и официально зарегистрируется самостийное Атеистическое движение.
Я процитирую В. Сачкова, который описывает события следующим образом и я с ним полностью в этой хронологии согласен:
Закономерным итогом этого процесса стало учреждение 18 мая 2000 г. Московского общества атеистов, 1 июля - Общества атеистов Подмосковья, 13 сентября - Общества атеистов Орловщины , 16 сентября - Общества атеистов Нижегородской области, 19 июня была создана и начала действовать инициативная группа по созданию Общества атеистов в Петербурге. В ближайшие дни ожидается учреждение еще нескольких организаций в регионах.
То есть, речь идёт всё-таки не о единой организации с центром в Москве и филиалами на периферии (по образу и подобию РПЦ(м)), а 5-ти самостоятельных организациях, носящих, между прочим, собственные названия.

(2)

Мне бы хотелось объединить все эти организации на единой философской базе в рамках проекта "Новый Русский Атеизм".

Подчёркиваю, объединить не административно, не бюрократически, а идеологически, в рамках более или менее единой социально-философской системы. И не на основе придуманной или заранее выбранной системы, а на основе того, что будет отражать взгляды как можно большего числа атеистов и атеистических организаций.
В том и заключается задача проекта "Новый Русский Атеизм" - обсудить и создать такую систему.

В связи с этим, статья В. Сачкова представляет дополнительный интерес, не просто как весьма квалифицированный анализ политических и социальных условий среды в которой существует то или иное атеистическое движение, но и как система взглядов содержащая идеи левого крыла атеистического движения.

А здесь встаёт очень много вопросов. Лидеры левых движений официально отреклись от идей атеизма и консолидировались с РПЦ. Это в общем то и понятно, ведь РПЦ(м) это прежде всего детище коммунистов - церковная структура, сформированная в эпоху сталинизма и военного коммунизма. Часть современных коммунистов полностью идентифицировала себя с псевдо патриотическими религиозными идеями.
В этом отношении атеисты должны вести себя адекватно - заявить о полном неприятии официальных коммунистических организаций, но в то же время не отказываться от принципов социальной справедливости и равенства, заложенных французскими философами материалистами ещё в 18 веке. И здесь, мне хотелось бы отдельно узнать, что думает по этому поводу В. Сачков и какие перспективы он видит именно в этом направлении.

(3)

Не могу не согласиться и с тем, что написал И. Тимофеев в своей последней статье. Я действительно не являюсь гражданином И. Тимофеевым, и как справедливо замечает последний, с ним не знаком.
Это, кстати, плохо. Идеи, высказанные И. Тимофеевым в статье Принципиальная декларация атеиста во многом (хотя и не во всём) созвучны моим собственным. А вот, скажем, положение из его Ответа Тимофеева  на предыдущую статью Скачкова я разделяю полностью и даже более того, уже обосновывал в своих статьях на эту тему:
Никакого атеизма в СССР никогда не было. Притеснение РПЦ объяснялось
лишь борьбой официальной религии (коммунизма) с неофициальной
(христианством): :
Коммунизм атеизмом мог лишь прикрываться, поскольку свою религию объявлял наукой. И патриарх Алексий, призывая к борьбе с остатками "воинствующего атеизма" ставит, по сути, вопрос о переводе верующих из коммунистической в родственную ей христианскую веру.

(4)

Обобщая, можно сказать, что я предлагая консолидировать наши усилия в отношении идеологических основ атеизма. Я предлагаю принять участие в проекте "Новый Русский Атеизм" всем уже существующим организациям и сетевым ресурсам. К последним просьба - разместите кнопку проекта или ссылку на него на начальных страницах.

Я буду рад, если В. Сачков, И. Тимофеев, А. Вязовский продолжат сотрудничество с Атеистическим сайтом в рамках проекта "Новый Русский Атеизм".
Если нам удастся создать хорошую теоретическую основу философии атеизма, то следующим шагом будет интеграция нового русского атеизма с новым украинским, белорусским, индийским, китайским, американским и любым другим атеизмом. Это уже происходит, благодаря Е.К. Дулуману - одному из самых авторитетных атеистов на Украине и в России.
В этом я вижу основное направление развития нашего движения.

С Уважением, Димьян.

Copyright : Demian c 2000. / Авторские права принадлежат: Димьян, 2000 г.
Статья может тиражироваться и распространяться любым издательством или частным лицом , при условии сохранения целостности и неизменности текста. Во всех других случаях необходимо разрешение автора или его непосредственных представителей.

«Новый Русский Атеизм »